Как указывается в типовых инструкциях к эксплуатации грузоподъёмных устройств, одной из основных причин аварий и несчастных случаев при использовании мостовых и козловых кранов является управление краном необученными рабочими.
Так как грузоподъёмный кран является потенциально опасным инструментом, для работы с ним допускаются люди, имеющие на это разрешение. Вышеуказанные типовые инструкции также содержат перечень требований, которыми должны обладать машинисты крана.
Помимо того, что для работы с грузоподъёмным краном допускаются исключительно люди старше 18 лет, которые имеют при этом по крайней мере среднее образование, также важно, чтобы они были аттестованы и имели лицензию.
Что такое аттестация машиниста мостового крана? Её можно получить в результате обучения в средне-профессиональном техническом училище, технической школе, а также на специальных курсах, организуемых на производственном предприятии. Главным образом, обучение будущего машиниста сводится к знанию техники безопасности работы с грузоподъёмным краном, так как эти устройства относятся к машинам повышенной опасности.
К технической безопасности относится также возможность машиниста оказать первую помощь человеку, в случае поражения электрическим током или при иных несчастных случаях на производстве.
Помимо техники безопасности, будущий машинист должен владеть практическими навыками управления краном, иметь представление о видах кранов, о типах грузов, о предельно допустимых нагрузках, о возможных способах ухвата грузов и их складирования. Машинист, прошедший специальную подготовку, должен также освоить специальную систему сигналов крановщиков. Эта система используется для того, чтобы машинист сидящий в кабине, и управляющий краном, мог с помощью жестов взаимодействовать со стропальщиками и другими рабочими.
Проходя аттестацию, машинист мостовых кранов подтверждает свои знания и практические умения. Аттестация обязательно проводится один раз в год, либо в случае перехода работника с одного предприятия на другое.
Помимо специальных знаний, все машинисты мостовых грузоподъёмных кранов должны иметь группу по электробезопасности не ниже II. Эта группа присваивается тому персоналу, который может обслуживать и работать с оборудованием с электроприводом, но не имеет права подключать его.
Машинист мостового крана должен уметь проводить необходимые замеры массы груза для того, чтобы определить её соответствие с грузоподъёмным устройством, а также владеть навыками строповки груза.
В функциональные обязанности машиниста мостового крана также входит необходимость осмотра оборудования при его приёмке в работу и при сдаче в конце рабочего дня. По этой причине машинист должен чётко знать о том, как работает каждый механизм крана. Осмотр крана заключается в проверке деталей электродвигателя, в частности токопровода, а также исследование машины на предмет внешних повреждений. Машинист крана должен уметь выявлять неисправности и определять пригодность всех элементов крана, в том числе канатов и грузозахватных устройств.